Генератор в автомобиле выполняет функции мини-электростанции, преобразующей механическую энергию в электрическую. Если он выходит из строя, двигатель будет продолжать работать некоторое время за счёт заряда батареи, но после полного её истощения заглохнет. Блочная замена пришедшего в негодность компонента на новый — недешёвая процедура, поэтому всегда имеет смысл рассмотреть в качестве альтернативы ремонт генератора или его восстановление.

Вопреки распространённому заблуждению, роль аккумулятора в бортовой сети невелика. Кроме того, что батарея питает электронику в заглушённом автомобиле, она выполняет всего лишь одну функцию — запускает двигатель, то есть задействуется в течение ограниченного времени. После запуска двигателя задачу обеспечения током всех компонентов транспортного средства, включая зарядку аккумулятора, берёт на себя генератор.

В типичном автомобиле в качестве бортовых электростанций используются электрические машины переменного тока. Явление, которое лежит в основе преобразования в них механической энергии в электрическую, называется электромагнитной индукцией. Оно заключается в способности магнитного поля порождать в витке движущегося проводника электрический ток и наоборот. Автогенератор имеет две обмотки:

  • Статор — наружную неподвижную.
  • Ротор — вращающуюся внутреннюю.

Напряжение подаётся через коллектор на ротор и превращает его в магнит. С помощью ремня и шкивов ротору передаётся крутящий момент от двигателя. Магнитное поля, создаваемое вращающимся ротором, индуцирует электрический ток в обмотках статора. Далее полученный переменный ток с помощью диодов преобразуется в постоянный, стабилизируется и затем используется в бортовой сети. Как правило, стабилизатор и регулятор напряжения встроены в корпус устройства.

Признаки неисправности

Генератор работает при больших механических и тепловых нагрузках. Его подшипники могут рассыпаться из-за чрезмерного износа или загрязнения, диоды внутри регулятора напряжения теряют свои свойства со временем. Тепло от двигателя вдобавок к нагреву обмоток создаёт дополнительную нагрузку. Другими словами, как и любая деталь в автомобиле, генератор не вечен. Срок его службы предсказать трудно, поскольку очень много факторов оказывают влияние на живучесть компонента.

Скорость износа генератора зависит от марки автомобиля двигателя, условий эксплуатации, количества задействованного регулярно электрооборудования и так далее. Некоторые приходят в негодность через 50 тысяч километров пробега, иные продолжают работать после 200 тысяч. Существуют признаки, позволяющие определить, что генератор не справляется со своими задачами или неисправен без диагностических инструментов:

  • Приглушённый свет в салоне и на дисплеях, тусклость или мерцание источников света при нажатии на педаль газа.
  • Разрядка батареи. Важно своевременно обнаружить отсутствие зарядки аккумулятора — полное истощение может его разрушить.
  • Запах жжёной резины из-под капота. Если по какой-либо причине ремень не сможет вращать шкив генератора, он будет скользить и нагреваться от трения.
  • Вой, свист и другие посторонние шумы. Вызываются сломанным или загрязнённым подшипником. Источником подозрительных звуков также может быть регулятор напряжения.

Типичные проблемы

Генератор переменного тока относится к необслуживаемым блокам автомобиля. В среднем, срок его службы составляет 8−12 лет без ремонта.

Со временем некоторые компоненты автогенератора стареют или естественным образом изнашиваются. Скорее всего, это будут:

  • Щётки. С каждым оборотом вала они незаметно истираются всё больше и больше, пока не приходит тот момент, когда щётки теряют способность обеспечивать электрический контакт с коллектором.
  • Регулятор напряжения. Его задача — контролировать производимую электроэнергию. Когда в автомобиле выключено дополнительное электрооборудование, генератор выдаёт минимальное количество тока в сеть. При увеличении нагрузки он повышает мощность. Если регулятор теряет способность ограничивать производительность, возникает риск взрыва аккумуляторной батареи. Или, наоборот, недооценка нагрузки может привести к тому, что автомобиль не заведётся.
  • Шкив и ремень. Если ремень ослабнет, то производительность генератора падает. Редко, но бывают случаи разрыва ремня или перекосов шкива. Это возможно при неправильном ремонте автомобильного генератора или его некорректной замене.
  • Соединения. Проводка и клеммы подвержены коррозии. Как следствие, теряется контакт в важных для правильной работы соединениях.

Задать вопрос

Вы можете задать вопрос нашим специалистам используя контактную формы.


Доступные места на 30.03.2024

  09:50 – 10:201 место доступно
  10:20 – 10:501 место доступно
  10:50 – 11:201 место доступно
  11:20 – 11:501 место доступно
  11:50 – 12:201 место доступно
  12:20 – 12:501 место доступно
  13:20 – 13:501 место доступно